21 декабря 18:12
размер шрифта: [увеличить] [уменьшить]
На сегодняшний день система образования в Чехии складывается из отдельных взаимосвязанных кубиков, удобных и логически оправданных.
В трехлетнем возрасте ребенок переступает порог детского сада (materska skola), в шестилетнем — основной школы (zakladni skola), которая бесплатна и обязательна для посещения в течение девяти лет: пять лет — первая ступень, четыре года — вторая. Вторую ступень можно закончить и в гимназии, поступив в нее после пятого или после седьмого класса (соответственно, вторая ступень — это первые четыре года восьмилетней гимназии или первые два года шестилетней). Можно поступать в гимназию и закончив вторую ступень в основной школе.
В гимназию идут те, кто способнее, кто стремится к более широкому среднему образованию и намерен учиться дальше. После девяти лет основной школы в гимназии учатся еще четыре года, заканчивая ее в 19-летнем возрасте. Эти четыре года в систему обязательного обучения не входят.
Чешская гимназия престижна, нужно выдержать конкурс. Завершается она экзаменами на, как бы сказали в России, аттестат зрелости, по-чешски maturita. Это полное среднее образование. \»Матуритные\» испытания предусматривают два обязательных предмета: \»чешский язык и литература\», \»иностранный язык\». Два других предмета выбирает сам студент. Ведь гимназии могут иметь гуманитарный либо естественнонаучный и математический уклон. Но в любом случае они — ступенька на пути в университет.
Но более 80 процентов выпускников основных школ устремляется в средние профессиональные школы и средние профессиональные училища, где можно раньше получить специальность. Какую именно, выпускники решают заранее с помощью родителей и специалистов-психологов, призванных дать грамотный совет при выборе профессии. Специалисты беседуют с подростками, не диктуя, не запрещая, не ограничивая их, оставляя за ними окончательное решение.
В распоряжении консультантов — региональные ориентирующие карты по выбору профессии, составленные с учетом прогнозируемой ситуации на рынке труда. Во время беседы выясняются склонности, интересы девятиклассников: какой характер деятельности им по душе (торговля, услуги, программирование, монтаж, обслуживание станков и оборудования и многое другое), какие средства труда им нравятся больше (вычислительная техника, ручные приборы и инструменты, производственные станки, и т. п.), в каком рабочем пространстве им приятнее находиться (канцелярия, мастерская, магазин, больница, касса…). Сейчас у каждого выпускника есть вполне реальная возможность подыскать подходящую профессиональную область, а по региональной ориентирующей карте выбрать конкретную специальность и конкретное учебное заведение в данном регионе. Учащиеся 9-х классов уже до 1 марта должны сдать директору школы заявку с указанием того учебного заведения, в которое они собираются поступить. А в апреле они уже пишут контрольную работу в своей будущей школе. Длительность обучения в профессиональных школах разная. Четырехлетние школы сочетают профессиональную подготовку с программой средней школы, выпускники получают среднее образование и могут либо работать по специальности, либо идти учиться дальше. Трехлетние школы завершаются испытаниями по специальности, \»матуриты\» они не дают. Выпускники могут при желании закончить двухлетний дополнительный курс, дающий полное среднее образование, и претендовать на университетскую скамью. В школах и училищах со сроком обучения один-два года можно получить разнообразные рабочие профессии. В самое последние годы получили распространение и пользуются спросом так называемые интегрированные средние школы, совмещающие преимущества средних профессиональных школ и средних профессиональных училищ.
Основные и средние школы Чехии могут быть государственными и негосударственными (частными, церковными), последние пребывают в меньшинстве.
К специальным типам средних профессиональных школ относится консерватория, где в течение 6-8 лет обучают пению, музыке, танцам, драматическому искусству. Высшего образования, в российском понимании, консерватория не дает. Его получают в университетах, которые относятся к категории \»высоких\» школ. Чтобы не путаться в терминах, уточним, что институтов, как высших учебных заведений для студентов, в Чехии нет. Любое учебное заведение — школа (skola). Сначала основная, затем — средняя, за ней — высшая, а после нее — высокая. Высшая школа, таким образом, выше средней, но ниже высокой. Где может учиться выпускник средней школы? Вариантов несколько — надо оценить свои способности и склонности. Лежит ли душа к живой практической работе или к научной, исследовательской, кабинетной? Приобретающий в последние годы популярность тип школы — высшая (не \»высокая\»!) профессиональная школа со сроком обучения 2-3,5 года (в зависимости от профиля). Это, можно сказать, начальная ступень инженерного образования. Выпускников готовят к практической работе на хорошем профессиональном уровне, не пичкая его лишней теорией, которая ему никогда не пригодится ни в работе, ни в жизни. В 1998 году в Чехии было уже 168 таких школ, которые приняли на себя 23 процента всех поступивших хоть куда-нибудь выпускников средних школ. Средний по стране конкурс — 2 человека на место.
Высокая — та, что выше высшей
Но притягательнее и престижнее — высокая школа. Число студентов в чешских университетах за период с 1990-91 по 1997-98 годы выросло на 40 процентов. Лихорадка поступления начинается весной, еще до \»матуриты\». Кандидаты в студенты знакомятся с условиями приема и требованиями, рассылают заявки сразу в несколько учебных заведений. Это не возбраняется: дерзайте и пробуйте! Поскольку качество образования в средних школах отличается друг от друга и оценки в аттестатах сопоставлять трудно, университеты, как и в России, проводят приемные экзамены (правда, в отличие от России, только в форме письменных работ и тестов). В Чехии 26 государственных и 24 негосударственных института. В 1998 году они получили 356.000 заявок, присланных 147.000 абитуриентами (в среднем 2,4 заявки на каждого поступающего; рекордсменом стал выпускник средней школы, разославший 19 заявок). Принять всех желающих университеты не могут — конкурс выдержали 40 процентов абитуриентов. На юридических факультетах претендовало в среднем 10 человек на место, на художественных — 9,3, на гуманитарных и общественно-научных — 7, на экономических — 5,4, на педагогических — 4,8, на медицинских и фармацевтических — 3,7, на земледельческих и ветеринарных — 3,4, на технических — 2. Факультет должен сообщить о результатах приемных испытаний в течение 15 дней. Абитуриент имеет право ознакомиться со всеми материалами, на основе которых было принято решение, и в случае несогласия потребовать пересмотра в течение 30 дней. Оценки в аттестате об окончании средней школы в расчет не принимаются. Впрочем, не исключена ситуация, когда они могут сыграть свою роль: в борьбе за последние места в списке между соперниками, набравшими одинаковый балл на приемных испытаниях. Широту и глубину образования в университетах можно также варьировать — в зависимости от целей и склонностей. Трех-четырехлетняя программа обучения, завершающаяся госэкзаменом и защитой работы, принесет титул бакалавра (Вс). Четырех-шестилетняя программа (для бакалавров — двух-трехлетняя), также завершающаяся госэкзаменом и защитой дипломной работы, даст титул магистра (Mgr), (MUDr) (в медицине) и т. д. или инженера (Ing). Обе эти программы дают один и тот же образовательный уровень и к научной квалификации не ведут. Еще три года докторантуры с последующим госэкзаменом и защитой диссертации увенчают студента титулом доктора (PhD). При непрерывном обучении по всем трем программам достижение наивысшего титула потребует семи-девяти лет труда, молодому ученому будет уже лет 27-28. Как и везде, высшие ступени образования — для тех, кто жаждет с головой уйти в науку, заниматься фундаментальными исследованиями в своей области, публиковать труды, пополнить кадры профессуры. Кстати, титулы в Чехии — это очень серьезно! Если в России — куда ни плюнь, непременно попадешь в советского инженера, то здесь такого обесценивания высшего образования не произошло. Уважение к инженеру традиционно. Можно, конечно, улыбнуться, видя сокращение (Ing) перед фамилией государственного чиновника у входа в его кабинет, в прессе, в рекламном объявлении, в списках кандидатов в депутаты, на кладбищенской плите, на почтовом ящике, на кнопке звонка, на двери квартиры, на вывеске магазина, торгующего, например, мясом и копченостями. Легче всего предположить, что это бывший инженер-электрик переквалифицировался в мясники, если не знать, что титул инженера присваивается не только в технике, но и в сельском хозяйстве. Каждый юрист, каждый врач указывает на дверях приемной и на визитной карточке уровень своего образования. Это логично. Клиент или пациент должен знать, чьими услугами он пользуется. Не так просто научиться различить нюансы в титулах. (PhDr), например, означает \»доктор философии\» и свидетельствует о том, что носитель титула закончил магистерский курс в гуманитарной, педагогической или общественно-научной области, но докторантуры не кончал, иначе он носил бы титул \»доктора\», обозначаемый (PhD). Во всех чешских университетах в 1997/98 учебном году насчитывалось 166.000 студентов (из них 3.500 — иностранцы). В самом крупном и старейшем из них — Карловом, где несколько медицинских факультетов, фармацевтический, юридический, философский, физико-математический, естественнонаучный, педагогический, общественных наук, три теологических, — 30.600 студентов. \»Высокие школы Чехии по давней традиции дают качественное образование\», — говорит проректор Югочешского университета Иржи Дивишик, — \»Репутация чешской высокой школы и за рубежом весьма солидная. У выпускников, желающих поработать за границей, нет проблем с работой, а оплата там в несколько раз больше, чем у нас. Обычно они уезжают на несколько лет, приобретают опыт, а возвращаясь, идут в процветающие фирмы. Чаще всего отправляются в Германию, Англию, другие страны Европы, а то и в США. Наибольший успех сопутствует нашим биологам, они принимают участие во многих зарубежных грантах и работают по очень серьезным программам. В то же время и наш университет привлекателен и для иностранцев. Их у нас сейчас около 120, абсолютное большинство в докторантуре… Японцы, канадцы, граждане стран Африки…\».
Новый закон о высшем образовании вносит в университетскую жизнь серьезные изменения. Университеты перестали быть государственными организациями — в том смысле, что управляются они теперь органами самоуправления, связь с министерством образования — лишь финансовая.
Источник: study.kz/
Другие статьи : 18:04 Знание иностранного языка — значение при трудойстройстве Ни для кого не секрет, что сегодня знание иностранного языка является одним из основных критериев при трудоустройстве, а также служит конкурентным преимуществом.
14:11 Какие языки изучать наиболее перспективно
По прогнозам специалистов, через 50 лет китайский язык, несмотря на свою сложность, может стать международным.
06:25 Образовательные технологии будущего
Давно признано, что классические модели образования во взрослой аудитории неэффективны. Работающий человек является носителем практического опыта и знаний, и он как никто другой знаком с проблемами современного бизнеса.
06:25 Не поступившие в вуз начнут карьеру..
Состояние рынка труда как никогда этому благоприятствует. Чтобы увеличить свои шансы, стоит пройти краткосрочные курсы повышения квалификации.
07:39 MBA: востребованность бизнес-образования работодателями
В описаниях вакансий сегодня часто можно встретить строчку \»желательно наличие бизнес-образования\» или даже более конкретное требование к кандидату – \»наличие степени MBA бизнес-школы из рейтинга 20 лучших программ мира\». |